Текстовая версия круглого стола «Русскоговорящие электронные музыканты в 2023-м году: сложности и возможности» 13 июня 2023
«Русскоговорящие электронные музыканты в 2023-м году: сложности и возможности».
Предварительная программа конференции фестиваля Уральская ночь музыки / Ural Music Night 2023.
Эксперты:
Дмитрий Гуменный, DJ Dimixer, программа «По студиям», Радио Рекорд, (ДГ)
Иван Старцев, Soviett Records, «Марсу нужны любовники», (ИС)
Светлана Леднова, модератор от Уральской ночи музыки, (СЛ)
Евгений Свалов / 4Mal, модератор, «Русская кибернетика», креативный кластер «Домна», (ЕС)
СЛ: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас очередная лекция предварительной программы музыкальной конференции фестиваля Ural Music Night и сегодня мы поговорим на тему «Русскоговорящие электронные музыканты в 2023-м году: сложности и возможности».
Сегодня с нами Евгений Свалов в качестве модератора, Евгений — основатель музыкально-просветительского проекта «Русская кибернетика», а также директор креативного кластера «Домна». Евгений привет!
ЕС: Добрый вечер, дорогие друзья! Привет, уважаемые коллеги, здравствуйте!
СЛ: Также с нами эксперты сегодня: Дмитрий Гуменный, он же DJ Dimixer, передача «По студиям» и Радио Рекорд. Дмитрий, привет!
ДГ: Всем привет! Надеюсь, меня будет хорошо слышно. Я в полях, но я с вами всей душой!
СЛ: И Иван Старцев, Soviett Records. Добрый день! Евгений, Вам слово, пожалуйста!
ЕС: Спасибо большое! Дорогие друзья, с удовольствием напомню, что не только 23-го июня состоится очередной фестиваль «Уральская ночь музыки», но и на следующий день, 24-го июня пройдёт большая музыкальная конференция, которая соберёт отраслевых профессионалов со всей страны в Екатеринбурге в ДК Железнодорожников. Имеет смысл сейчас уже регистрироваться на отдельные её мероприятия, чтобы там же встретиться с экспертами, послушать лекции, поучаствовать в мастер-классах, практических занятиях.
И в предварительной программе мы запланировали сегодняшнюю встречу с Иваном и Дмитрием.
На мой взгляд, колоссально повезло сегодня с собеседниками, потому что и Иван, и Дмитрий — это универсальные игроки нашей электронной танцевальной сцены, люди с глобальным опытом, которые являются и действующими электронными музыкантами, и продюсерами. При этом они диджеи, издатели, интервьюеры, организаторы мероприятий. То есть фактически с двумя экспертами мы сегодня большой очень круг вопросов обсудим, как будто если бы перед нами сидели, условно говоря, десять спикеров.
Я выделил восемь основных больших тематических блоков, и поскольку мы планируем уложиться в час — а я уверен, что у нас получится — буду тезисно задавать вопросы и просто направлять эту дискуссию.
Первый вопрос достаточно общий. Ночная жизнь в России, скажем так, эпохи до ковида и сегодняшняя, есть ли вообще смысл продолжать за неё бороться? И для многих музыкантов, и для многих диджеев более опытных, всегда электронная музыка воспринималась как работа ради оффлайна. То есть мы писали эту музыку, продолжаем её писать, делаем эти треки, ремиксы ради того, чтобы играть их прежде всего в клубах, на больших танцполах, на мощных саунд-системах, видеть живой отклик. В то же время за последние три года фактически выросло, сформировалось поколение людей, которые пришли в эту музыку, слушатели не были в клубах, музыканты ни разу не слышали своих треков на больших саунд-системах, но они набирают массы просмотров и прослушиваний. На что вообще настраиваться как опытным диджеям и музыкантам, так и тем, кто только что присоединился к нашей сцене? Дмитрий, начнём с тебя.
ДГ: Я думаю, что переживать не стоит, потому что сейчас все поняли, что можно продвигать свою музыку и транслировать её без офлайна. Диджеи сейчас замечательно развиваются на Ютубе. Например, очень много сейчас диджей-сетов, которые ребята снимают у себя дома, они собирают очень много просмотров вокруг себя, аудиторию. И те диджеи, которые даже ни разу не играли в офлайне, но делали трансляции, активно общались со своей аудиторией, сейчас могут уже делать вечеринки, и люди на них приходят — очень много таких мы моментов наблюдаем.
Плюс хорошо очень сейчас стриминги прокачались, как и диджеи, которые пишут свою музыку. Очень хорошо и через стриминги стало продвигать свою музыку. Также все площадки музыкальные, типа того же PromoDJ.ru нашего российского, очень хорошо до сих пор работают, можно там же продвигать и свои миксы, радио-шоу. Общаться с аудиторией, включая соцсети, например, тот же ВК и все остальные. И это всё реально работает.
З а времена пандемии аудитория стала намного активнее, многие даже ребята, которые очень активно раньше до пандемии в офлайне себя позиционировали, продвигали — они очень хорошо закрепились, скажем так, в онлайне. И даже некоторые уже не хотят из онлайна уходить, им даже в сети приятнее. Поэтому бояться не стоит: что онлайн, что оффлайн, можно и там, и там развиваться, можно это всё комбинировать и синтезировать.
ЕС: Сейчас нет практической необходимости, как раньше, со своим промо-диском стоять на входе в клуб или в кабинет арт-директора, караулить человека, просить «послушай мой микс», «поставь меня поиграть», это навсегда? В прошлом уже вот такие сугубо личные контакты?
ДГ: Конечно, эти личные контакты все также и в онлайне появляются. Через электронную почту, через Telegram или через ВК можно общаться с создателями радио-шоу, музыкальными редакторами и также взаимодействовать и с такими людьми. То есть да, конечно же с диском никуда не надо ходить, и на лейбл можно трек отправить, также и в онлайне коннекты все.
Единственное, что часто проходят какие-то оффлайн-мероприятия, такие тусовки, где можно просто познакомиться с людьми из музыкального бизнеса и потом уже с ними в онлайне коммуницировать. Это, конечно, улучшает взаимодействие, но опять же, можно обойтись и одним онлайном, если ребята живут не в столицах, а в регионах, например. И где бы они ни находились, они всегда смогут достучаться до любой радиостанции, до любого телеканала и до любого лейбла, если у них интересный материал.
ЕС: Иван, на твоём лейбле Soviett издавались артисты со всех континентов. Наверное, не ошибусь, если так скажу: ты известен и как человек, кто отвечает всем страждущим, всем стучащимся на твой лейбл. Расскажи, пожалуйста, об этой части немножко, и о твоём ощущении, действительно ли электронная музыка уже оторвалась, отошла от чисто оффлайновых событий и вечеринок, фестивалей?
ИС: Это, скажем так, какие-то неразделимые вещи, одно из другого выходит. И здорово вообще, что ты так сказал: «ночная жизнь до ковида и после», по-моему, сейчас даже лучше стало. То есть я помню времена, когда рейвы отменяли один за другим. Не знаю, кто этим занимался, пусть будет условное министерство культуры какое-нибудь. Сейчас как будто дошло, что это огромный такой кластер экономический. Да, это привлекает потенциальных туристов. В общем, сейчас намного лучше. Ну и отличный бонус: до раньше был только оффлайн, а сейчас у тебя есть оффлайн и онлайн, отличный такой дополнительный бонус, откуда можно музыкантам пополнять свои карманы.
ЕС: Значит, цифровая часть развивается, оффлайновая часть чуть отстаёт, но всё же не настолько сильно. Перейдём к следующему вопросу.
Очень много было сказано в прошлом году, в этом уже чуть меньше, об уходе крупных лейблов и дистрибьюторов. Хотелось бы услышать ваше мнение, насколько этот уход оказался страшен именно для молодых музыкантов, какие альтернативы появились в этом году, и, ещё уточняющий вопрос: почему по-прежнему для музыканта событие «я издался на лейбле» воспринимается как важная веха в дискографии? И осталась ли массовая привычка у музыкантов открывать лейблы, чтобы самих себя издавать?
ДГ: Я понял. Я начну, если можно, раз мы тут по очереди отвечаем. Начну с самого последнего вопроса: почему музыканты хотят выпускаться на хороших лейблах. Прежде всего они хотят получить хорошее промо, хорошую поддержку, и, конечно, они хотят, чтобы их трек услышала аудитория. Конечно, они бегут за этими лейблами, и, как правило, за этими лейблами бегут артисты, у которых, скажем так, не сильно нужные треки для таких лейблов. Потому что лейблы чаще всего, особенно в России, это коммерческие лейблы. Они, конечно, ищут музыку коммерческую, которая будет продаваться, которую будут слушать, и, как правило, музыкант не отдаёт себе отчёта в этом и отправляет всё подряд. Лишь бы что-то получилось, ну вот что-то и отправил. А надо, конечно, на 100% быть уверенным в своём материале, что он подходит для радио, для стриминга, и только потом уже отправлять на лейблы. Вот поэтому, конечно, именно поэтому они стараются туда попасть.
Что касаемо того, что ушли мейджоры, например, Sony, сейчас уже Universal отвалился, и Warner у нас на половинку работает. Это отчасти и хорошо, и плохо, потому что мы сейчас видим зато бурный рост других лейблов, “более наших”, исконно российских. “Первое музыкальное издательство”, Effective Records, остальные. Они сейчас получили, скажем так, больше артистов, которые ушли из этих мейджор лейблов, потому что они не могли на них выпускаться. Все, собственно, стали сильнее. И получается, мы сейчас растим именно исконно такие русские, наши лейблы. И мы не зависим уже от мейджор лейблов.
Но от того, что лейблов стало чуть поменьше, артисты от этого ничего не потеряли, потому что лейблы, наоборот, более активнее сейчас начинают работать, более активно начинают подбирать музыкантов. Поэтому можно найти, скажем так, и плюсики. Сейчас можно.
ЕС: Дмитрий, короткий уточняющий вопрос перед тем, как передадим слово Ивану. Доводилось ли тебе или, может быть, кому-то из твоего ближайшего окружения музыкантов, сталкиваться с ситуациями, когда иностранные лейблы в прошлом году или в этом году отказывали по причине того, что артист российский?
ДГ: Да, это часто происходит. Особенно как раз в среде EDM-тусовки, среди электронной музыки. Просто лейблы перестают отвечать некоторым нашим клиентам, соотечественникам, или перестают сейчас выпускать музыку. Говорят: ребят, давайте повременим, как бы мы от вас не отрекаемся, но давайте пока с выпусками повременим. И некоторые диджеи перестают поддерживать русскоязычных музыкантов именно в своих видео-шоу, радио-шоу, такое тоже есть. Они также продолжают со многими общаться, просто говорят, что давайте повременим, немножко подождём сейчас, просто мы не можем этого сделать. Такой момент есть.
ЕС: Иван, ты возглавляешь группу лейблов, у которой объём каталога фактически уже где-то приближается к мейджорам, это уже тысячи композиций. Расскажи, пожалуйста, о твоём недавнем опыте, последних двух лет как минимум — сильно добавилось работы? Как вообще изменилось общение с российскими, русскоязычными музыкантами, которые хотят издаться?
ИС: Я вообще всегда говорил и сейчас говорю: издавайтесь на крафтовых лейблах типа нашего Soviett или тому подобных! У нас нет расходов на какие-то там, не знаю, офисы в башнях Москва-Сити, мы не несём каких-то огромных расходов на необязательные в нынешних условиях дела, а функции выполняем те же самые. То есть редакторам рекомендаций и плейлистов без разницы, кто написал материал на питчинг, мы или Sony Music. Если это хорошая музыка, она к ним обязательно попадёт. Мы напрямую общаемся со всеми, у нас свои чаты с этими редакторами, поэтому всё работает, всё замечательно. Для музыкантов вообще ничего не изменилось, только лучше стало, а для ушедших лейблов — ну вот они лишились выручки. И флаг им в руки, ничего страшного. Это такой рынок, который очень быстро заполнится другими деятелями типа меня.
Так, а что насчёт артистов, можешь напомнить первую часть вопроса?
ЕС: Добавилось ли работы в связи с тем, что ушли иностранные лейблы? И сразу же уточняющий вопрос задам в контексте твоего ответа: приходят ли сейчас артисты и говорят, что, допустим, «мой издающий западный лейбл вот это делал, а ты вот этого не делаешь — давай подтягивайся, добавляй новые сервисы!»?
ИС: Начну со второго: наоборот, сейчас западные лейблы не могут делать то, что можем делать мы! Например, подключить те же ВК, «Яндекс.Музыку» и «СберЗвук». В основном английские дистрибьюции из-за санкций сейчас не работают с этими платформами вообще, потому что у них прямо по закону запрещено.
Конечно же дел добавилось, потому что очень много артистов пришли, некоторые даже не то что бы артисты, лейблы целые к нам перешли и перенесли свои каталоги к нам, под наше управление, потому что одни не могут работать с условным Beatport, другие с российскими дистрибьюторами платформами, а у нас всё это подключено, организовано, мы так же получаем роялти и со всеми рассчитываемся. Поэтому да, работы стало больше — ну и замечательно!
ЕС: Работы добавилось, перейдём тогда к следующему вопросу об актуальных каналах распространения. То есть музыканты продолжают записывать треки, ремиксы, издаваться на лейблах, стучаться куда-то наверх. Для многих всё ещё является большим ориентиром желание и возможность попасть на радио.
Дмитрий, как человек, ведущий еженедельное FM-радио-шоу на федеральной станции, выскажись, пожалуйста, пора ли уже ставить крест на FM-радио, или всё же ещё рановато, особенно в регионах? И на каких платформах сосредоточиться сейчас по плейлистам, по подкастам, куда со своими треками, ремиксами идти, с готовыми работами?
ДГ: Окей, начнём с крайнего вопроса. Сейчас очень много кураторских плейлистов в том же ВКонтакте, и вы можете их найти и посмотреть, кто их делает, допустим. Это многие разные паблики, в том числе с электронной музыкой. Можно прямо писать авторам этих пабликов и говорить, что «вот мой трек, поддержите», и это будет плюсом к тому промо, которое вы сделали, когда у вас вышел релиз. Надеюсь, вас поддержали нормально все площадки, и вы можете точечно ещё кураторскими плейлистами, скажем так, «дожимать» свой трек.
Плюс много радио-шоу до сих пор остаётся, особенно электронных, и по Trance-музыке, и по остальным жанрам. Там у транса вообще очень всё хорошо. Там и Александр Попов, и Владимир Фонарёв, и все остальные. Они продолжают делать радио-шоу, им музыки не хватает, и можно смело им закидывать. Если она в таком стиле, им подходящем, они чаще всего будут вас поддерживать.
Что касаемо федеральных и не федеральных радиостанций, то они не вымирают. На нашем веку точно мы этого не увидим, потому что люди продолжают активно слушать радиостанции в машинах. Машины — это вообще самые самый, наверное, популярный сегмент вообще, где слушают радиостанции. Плюс каждая радиостанция сейчас активно развивается в Интернете. То же, допустим, Радио Рекорд уже многие слушают давно в онлайне, потому что не во всех регионах он есть, и многие прямо реально заходят на сайт и слушают, или через приложение. Вот и даже такие, казалось бы, такие исконно русскоязычные станции, как, например, Авторадио, даже они активно себя проявляют в Интернете и также активно их слушают в Интернете. Поэтому на нашем веку в Интернет точно не уйдут, вернее, радиостанции из FM точно не выйдут.
ЕС: Иван, на основе твоего опыта — у тебя колоссальный каталог как в авторской дискографии, так и на тех треках, которые ты издаешь на Soviett — какими стратегиями в последние годы ты пользовался? Допустим, для продвижения альбома «Марсу нужны любовники», твоих диджейских синглов либо сторонних работ, что вы издаёте?
ИС: Слушай, ну про радио скажу, что я лично вообще давно крест поставил на радиостанциях. У меня просто какая-то, знаешь, случилась обида что ли, когда лет 10 назад с меня попросили такую приличную сумму за проигрывание композиции группы «Марсу нужны любовники». Я решил, что ну всё, ладно, до свидания, мы пробуем сами в Интернете, короче, развиваться.
Тем не менее, я пару недель назад был в Лос-Анджелесе, мой товарищ в машине слушает Радио Рекорд, какое-то Интернет-вещание, где нет никакой рекламы, просто играет музыка танцевальная и периодически джинглы выпадают «Рекорд». Кому-то, многим людям, конечно, радио очень нужно, но я к ним не отношусь. К сожалению или к счастью, просто даже не знаю, как пользоваться Интернет-радиостанциями, я их не слушаю, предпочитаю всякие плейлисты и просто новые альбомы послушать где-нибудь на Spotify. В общем, я с радио сейчас не особо дружу и знаком, поэтому мне нечего добавить. Мы используем исключительно всяческие Интернет-возможности для продвижения нашей музыки.
ЕС: Это какие-то возможности, недоступные обычным музыкантам, если они издаются не через ваш лейбл? Я не прошу, конечно, все секретики раскрывать.
ИС: А нет секретов. Это, во-первых, питчинг музыки, продвижение через плейлисты и рекомендации. Во-вторых, это просто наши соцсети, более-менее прокачанные. Не могу сказать, что у нас какие-то миллионы подписчиков, но у нас есть живых около 11 тысяч на SoundCloud — в принципе, это уже та аудитория, публика, она может разнести музыку, которая издаётся у нас, ну и другие соцсети тоже. То есть, как минимум, работа со сформированной фан-базой.
Иногда мы что-то придумываем специально. Вот сейчас с Сергеем Пименовым именно в его Телеграм-канале закидываем ещё до релиза композиции. Так что у нас много всяких таких небольших, но рабочих Интернет-историй.
ЕС: Спасибо, этой темы немножко сегодня ещё коснёмся по ходу разговора. Я предлагаю остаться в этом контексте, как мы сейчас поговорили: FM-радио и плейлисты как «новая школа» и «старая школа», и хочется спросить вас о популярности физических носителей вообще и о вашем отношении к ним.
Винил и аудиокассеты, в этом году особенно, их роль в статусе и доходах и артиста, и лейбла по-прежнему остаётся достаточно высокой. Есть сегодня и сложности тиражирования, есть и сложности в продажах, в международной доставке. На ваш взгляд, и как музыкантов, и как экспертов, почему всё ещё такая высокая ценность — издаться на пластинке, издаться, может быть, на кассете? Это мода, какая-то дань лучшим годам ночной жизни? Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением.
ДГ: Мы сейчас заметили, что несколько лет подряд у нас физические носители просто бьют рекорды. Тот же винил, да, сейчас с каждым годом продаётся всё больше и больше. Люди хотят взаимодействовать с музыкой, потому что они устали от того, что в онлайне с музыкой не повзаимодействовать. И, конечно, они возвращаются к истокам, даже кассеты начинают активно продаваться. Винил — это просто сейчас вообще, не знаю, тренд, наверное, всего десятилетия будет. И, конечно, артисту хочется также, чтобы его музыка была на носителях, чтобы аудитория с ней взаимодействовала.
А если говорить об электронных музыкантах, то для них это просто некая вершина вообще, к которой многие идут, потому что раньше выпуститься на пластинке — это было очень круто, а сейчас — вдвойне круто, потому что пластинки — не передовой формат и, конечно, их печатают меньше. Поэтому пластинка сейчас очень ценна и для слушателей, и для музыкантов.
ЕС: Уточняющий вопрос: что делать с тем, что большинство этих пластинок, скорее всего, оседает на полках в домашних коллекциях? Диджеи по-прежнему не так активно играют винил, потому что есть Pioneer CDJ-3000, контроллеры Denon, всё как-то больше в сторону технологий цифровых?
ДГ: Конечно, да. Винил сейчас это некий носитель не для выступления, а для прослушивания дома. Это некий инструмент для атмосферы, для вайба — зажечь камин, включить пластинку — больше в эту сторону. Конечно, есть энтузиасты, которые до сих пор выступают на виниле. Больше винил уважают техно-музыканты, и, конечно, есть и такие тематические вечеринки, где играют только на виниле — там, конечно, это также дополнительная атмосфера, но больше это всё же инструмент для прослушивания, носитель для прослушивания.
ЕС: Спасибо, попросим Ивана добавить как действующего диджея, который в том числе и классику хауса, электронной музыки, самую разную музыку коллекционирует, по возможности делает периодически стримы очень атмосферные. Ваня, как у тебя сейчас и изменилась ли ценность для тебя как для диджея и как для музыканта?
ИС: Слушай, ну я сейчас временно не коллекционирую, я же в кругосветке нахожусь, поэтому пока что тормознул. А так, перед тем как улететь из Сочи, в последний год и может даже больше, я играл практически только на виниле, но мне просто нравится. Я не говорю, что это какой-то передовой или необходимый подход, это просто для меня фетиш хороший. А вообще и кассеты в том числе, пластинки, это же мерч — это классный мерч, который можно подписать, можно подарить и так далее. Поэтому и есть спрос, он только будет расти. Мы же выпускали винил с какой-то более-менее чёткой периодичностью. Проблема возникла, когда санкции начались: проблемы с печатью винила, доставкой его. Но, насколько мне известно, мой товарищ Женя Филимонов, у него свой лейбл, он научился пластинки печатать как-то через Китай — пожалуйста, всё и тут потихонечку налаживается, так что ура винилу! Его ещё, видимо, очень много выйдет.
ЕС: То есть «восточный путь» и здесь нашёлся. Иван, а запрос со стороны музыкантов «хочу издаться на носителе, когда Soviett сделает следующие кассеты/пластинки?» уменьшился, остался прежним или увеличился, как по твоим ощущениям?
ИС: Спрашивают, конечно, постоянно. Много музыкантов, кто к нам приходят, они видели, что мы издавали винил, и у них такая есть задача. Они понимают, что тут им могут сделать пластинку, но мы, к сожалению, пока временно не печатаем винил, и я не знаю, когда к этому вернёмся. В этом году — точно нет. Может быть, со следующего.
ЕС: Спасибо! Тогда от классики вернёмся к современности и, может быть, даже заглянем в ближайшее будущее: нейросети и продакшн. Хотел бы вас спросить: нейросети генерируют уже картины, обложки релизов, deepfake-видео всяческие создают, но прорыва в музыке всё ещё нет. Искусственный интеллект — вместо музыканта или в помощь музыканту? Какой инструментарий сегодня помогает ускорить или разнообразить вашу студийную работу, если вы таким пользуетесь?
ДГ: Конечно, нейросеть — это больше всё-таки сейчас не халява для музыканта. То есть это не такой инструмент, где музыкант просто говорит, что сделать, и ему ИИ выдаёт уже готовый материал. Нет, всё же это некий инструмент-помощник. То есть, допустим, вытащить акапеллу откуда-нибудь, сделать мастеринг, немножко подсвести какой-то инструмент. То есть как вспомогательный элемент, который упрощает сейчас работу музыкантам, если с этой точки зрения рассматривать нейросети, то прямо идеально, но не стопроцентная халява, когда нажал на кнопку, сказал «вот так-то и вот так-то сделай мне», и всё готово. Нет, пока так не работает и, я думаю, что ещё долго не будет работать.
ЕС: Дмитрий, уточняющий вопрос задам тогда здесь: помогают ли уже сегодня нейросети экономить деньги, допустим, на сторонних услугах? Например, по сведению, мастерингу, по сессионным музыкантам с одной стороны? А с другой стороны, не делают ли они музыкантов и продюсеров более ленивыми? В том плане, что они перестают осваивать что-то сами, а полагаются на эти генеративные инструменты, компоненты?
ДГ: Я считаю, что это тоже польза, потому что просто у них будет больше времени именно на как таковое творчество. Особенно сейчас очень полезным кажется делегировать. Есть и некий второй момент, особенно если человек что-то не может делать сам или у него не сильно это получается, он может делегировать. И может делегировать как раз нейросетям, поэтому, конечно, это тоже можно рассматривать не как минус, а как пользу.
ЕС: Спасибо! Иван, с точки зрения музыканта и лейбл-менеджера поделись, пожалуйста, мнением. Представляю, что с большим входящим потоком демо-материалов перед тобой всегда стоит вопрос, что здесь не так сведено, здесь не так отмастерено, здесь нужно с тембрами поработать, заменить инструменты. И, насколько я знаю, ты, находясь в дороге сейчас, особенно в таком кочевом режиме, тоже полагаешься на студийного коллегу?
ИС: Да, у меня есть студийный коллега. Я скажу про нейросети. Я считаю, что их, конечно, нужно использовать, чтобы они учились, но на данный момент использовать их как помощника стоит очень аккуратно, потому что нейросети ошибаются. ChatGPT ошибается в фактах очень часто, регулярно Midjourney ошибается в количестве пальцев на человеческой руке, когда рисует обложки. И вообще нужно обратить внимание, что Midjourney создаёт достаточно однообразные картинки. То есть это пока что на стадии зарождения. Я пользовался в iZotope Ozone так называемым искусственным интеллектом в редакторе, который помогает по мастерингу. Ну, честно, получается не очень хорошо. То есть пока что пусть учится, не в самое ближайшее время это будет такой помощник, который сможет заменить и что-то сделать за тебя прямо целиком. Всё нужно перепроверять, дорисовывать, переделывать. На данный момент это так, можем просто отложить этот разговор ещё на пару лет, как минимум.
ЕС: С удовольствием соберёмся снова — надеюсь, будет у нас такая возможность. Тогда предлагаю следующей подтемой обсудить тезис, который озвучил Дмитрий о том, что нейросети позволяют снять рутину с авторов-творцов, чтобы они могли посвятить время непосредственно созданию чего-то нового.
Часто сейчас задают вопрос: в последние годы некий кризис идей пришёл в электронную музыку, почему перестали появляться по-настоящему сильные хиты? Продюсеры гоняют по кругу 200-300 всем известных акапелл прошлых лет, бесконечно переделывая аранжировки под модное сегодня звучание. И где сейчас граница между явным плагиатом и «я вдохновлялся звучанием кумира»? Когда вас последний раз что-то удивляло в электронной музыке, и вы ловили себя на мысли, «это действительно какое-то новое слово!», а не бесконечные «ремейки делать»?
ДГ: Если говорить о коммерческой музыке, то, конечно, мы получаем такой момент. Но не радиостанции виноваты, не диджеи виноваты, что сейчас так происходит, а то, что людям это сейчас нужно, они это лучше потребляют.
Конечно, сегодня многие подстраиваются под слушателя, если мы говорим про коммерческую музыку. Именно поэтому сейчас радиостанции охотно играют те же каверы, переработки и так далее. Потому что люди охотнее остаются на этих радиостанциях, охотнее слушают такую музыку на стримингах. Поэтому сейчас такого много, а значит из-за этого мы получаем минимальное количество оригинальных хитов, поэтому у нас каждый второй трек — это некая переработка либо кавер. Но я думаю, что это вопрос времени, всем это немножко наскучит, мы опять вернёмся к какому-то компромиссу.
Если говорить о некоммерческой музыке, более, скажем так, интеллектуальной, более электронной, то конечно продолжают нас удивлять продюсеры. Тот же Eric Prydz, например, до сих пор делает уникальную музыку, которая удивляет, deadmau5, они все функционируют и продолжают делать новую музыку, не основываясь на каких-то старых, чужих произведениях. Поэтому если нужно найти, всегда можно обнаружить уникальные произведения, они всегда есть. Но вопрос, а популярны ли они — это уже другой момент, да.
ЕС: Дмитрий, спасибо, уточняющий вопрос задам тебе как человеку, собирающему еженедельное радио-шоу большое: в последние годы приходится ли прикладывать больше усилий для того, чтобы набрать хорошего материала на эфир? Условно говоря, дополнительно пару часов нормально поспать и взять пару обычных, проходных треков, или всё же сидеть и дальше копать Beatport, стриминги и промо- почту?
ДГ: Скажем так, про радио-шоу я сейчас скажу, но составлять диджеи-сеты, заранее подготавливать миксы становится сложнее, музыки именно интересной — меньше. Но если говорить о радио-шоу, то у меня именно чарт, то есть Record Club Chart, это чарт, который основывается на многих рейтингах. Например, Beatport Top 100, 1001 Tracklists. Достаточно сейчас новых популярных треков, мы каждую неделю новые добавляем, пока что этого достаточно. Но что касаемо подготовки диджейских сетов, особенно если какого-то интересного сета, то здесь сложнее, да — музыки такой как будто бы меньше. Либо мне, может, часто это только кажется.
ЕС: Иван, как человек, получающий также сотни, да и тысячи в неделю, в месяц демо-записей различных, есть ли ощущение, что «ребят, но это всё уже было», «почему мы ходим по кругу, да придумайте уже что-то новое» или нет такого ощущения?
ИС: Нет, у меня нет такого ощущения, нисколько. Я абсолютно не согласен. Очень много выходит музыки классной, оригинальной. Насчёт хитов — пожалуйста, Bicep «Glue». Вот выходил суперхит, который, может быть, с такими оттенками какого-то рейва, брейкбита девяностых, но, тем не менее, это один из главных хитов танцполов. Disclosure те же. Очень много музыки выходит классной, хитовой, но я не чувствую заимствований. Вот ты там вопрос задал, как определить границы между плагиатом и оригинальностью. Она сегодня Шазамом определяется, понимаешь, вот очень много музыки.
Каждый день присылают, у меня почта завалена и ВК. Я прошу людей: не присылайте мне только в Телеграм, а в остальные соцсети — пожалуйста. Я могу из этой музыки, не знаю, наверное, каждую неделю какие-то новые сеты делать, она уникальная. Я не слышу там каких-то старых олдскульных акапелл, мы не можем их даже издавать без официального разрешения. Поэтому музыки очень много, а будет ещё больше, и это замечательно!
ЕС: Хорошо, задам тогда уточняющий вопрос тебе тоже. Многие лейбл-менеджеры, особенно лейблов покрупнее, часто говорят, когда комментируют входящий материал, дают совет музыкантам, которых ним стучатся: «придумайте что-то новое, потому что вы все, в большинстве своём, вы пишете треки, которые мы уже издали. Мы не хотим, чтобы вы подстраивались под наше звучание, мы хотим чего-то нового. Почему вы этого нового не делаете?». У тебя не бывает ощущения, что трек написали специально под Soviett, только чтобы попасть в каталог?
ИС: Нет. У нас видишь, сейчас очень много подразделений Soviett стало разных, поэтому очень много разной музыки, мне вообще просто: присылают, если мне нравится — я даю добро, если нет — значит нет, на этом всё. Тут дело не в каком-то жанре особом или в каком-то супер-продакшне, а просто если мне, нам зашло или нет, если зашло — я отписал.
ЕС: Понял, и в контексте предыдущих ответов ещё хотел бы вас спросить. Повторюсь, что наши сегодняшние эксперты, мои собеседники Дмитрий Гуменный и Иван Старцев обладают многими компетенциями и колоссальным опытом в разных отраслях ночной жизни, клубной культуры, электронной танцевальной музыки.
Зачастую в последние годы, особенно с появлением большого количества всевозможных диджейских школ, школ электронной музыки, разных «инфопродуктов» часто говорят о том, что в целях монетизации необходимы ещё сторонние какие-то источники заработка. Например, гост-продакшн, сведение, мастеринг, битмейкинг на заказ. Причём часто говорят, что если у вас не идёт основная карьера, рост вас как артиста, музыканта, диджея, то вы можете сводить, мастерить или делать гост-продакшн какой-нибудь и, собственно, жить на это, если не получается «затащить» свои карьеру. На ваш взгляд, насколько это жизнеспособная сегодня модель — кому-то продать услуги, пока вы ещё сами не крупный или даже не средней величины артист?
ДГ: Мне кажется, это максимально жизнеспособная история, потому что не каждый музыкант хочет быть артистом. Не каждому музыканту комфортно гастролировать или мелькать лицом, скажем так, многим комфортно, например, заниматься как раз услугами сведения, мастеринга, какими-то мелкими подработками и, конечно же, гост-продакшном.
Многие ребята и музыканты не любят, когда какой-то артист покупает трек и выдаёт его за свой, но зато он этим рублём поддерживает музыкантов, которые не хотят быть артистами. Рынок благодаря этому живёт. Поэтому да, даже если человек не знает музыку, не умеет сам, но покупает, он — не плохой человек, он помогает индустрии. Поэтому, конечно, этому рынку быть, он активно развивается. Те же битмейкеры, которые пачками продают биты в лизинг или не в лизинг в сотнях пабликов ВКонтакте, через которых даже крупные артисты находят себе биты, а потом происходят какие-то культовые истории типа «Розового вина». То есть это всё развивается, эта доступность благодаря Интернету, конечно, большой плюс, и многие музыканты занимаются любимым делом и получают за это денежку, находясь вообще где-нибудь очень далеко, в регионе, это очень круто!
ЕС: Ещё тогда вопрос короткий: нормально ли постучаться к кому-то из крупных артистов или диджеев и предложить свои услуги? Вот, условно, придёт человек и скажет: давай я буду собирать за тебя Рекорд Клаб Чарт каждую неделю?
ДГ: Думаю, да почему нет? Главное — делать это аккуратненько, аккуратненько и ненавязчиво, а особенно если это какая-то неформальная беседа где-то там на какой-нибудь музыкальной тусовке, то потом — почему нет? Либо, если личка открыта у артиста, то попробовать написать, конечно, можно, хуже от этого точно не станет. Главное не давить постоянно. Допустим, написать — он не ответил. Через месяц, через два ещё что-нибудь написать, узнать — может быть, он заметит, или попробовать другую социальную сеть. Конечно, нужно пробовать, и многие именно так, «на холодную» как раз и находят себе какие-нибудь исторические, скажем так, коллаборации. Мы же одну жизнь живём, время идёт. Надо, конечно, его использовать, а не ждать, когда кто-то там сам напишет, что вряд ли.
ЕС: Дмитрий спасибо! Иван, спрошу и тебя, поскольку, опять же, у тебя группа лейблов и большое количество артистов. Есть ли у тебя некий пул исполнителей, которые обслуживают всю твою инфраструктуру? Ты можешь передать, допустим, на сведение, мастеринг или чтобы «доточили» какой-то трек, то если тебе он в целом нравится, но ты чувствуешь, что есть определенные недоработки? Или, допустим, ты выступаешь как-то некий центр, такое коммуникативное звено между теми, кто хочет что-то заказать и что-то сделать под заказ, а ты всех знаешь, потому что у тебя сотни артистов и специалистов, этих потенциальных исполнителей. Выполняешь ли ты такую функцию на Soviett?
ИС: Да, я выполняю функцию связующую как минимум, чтобы ремиксы друг на друга сделать. Я как-то всё это пересылаю, создаю чаты. В целом, я вообще чаще прошу, чтобы мне готовые присылали мастер-версии. А если нам нужно что-то доработать, у меня есть Ильназ Тарханов — замечательный музыкант, кстати, в Trance-тусовке известный как Cramp, издавался на всяческих Anjunabeats и прочих подобных крупных лейблах. Он занимается сведением, мастерингом, он помогает мне и по моей группе «Марсу нужны любовники» периодически, да, мы передаём ему на общую доработку.
В целом отвечая на первый вопрос поставленный, я бы сказал, что действительно всё по-прежнему также существует и живёт и от гост-продакшна. Я бы здесь, может быть, порекомендовал музыкантам обратить внимание на свои соцсети. То есть, скажем так, фолловеры — это ваша личная нефтяная скважина потенциальная. То есть, например, как минимум композицию вы написали, прикрепили в условном Тик-токе, да где угодно — она начнёт работать и приносить какие-то роялти, если у вас приличное количество подписчиков, а потенциально можно и получить какие-то рекламные контракты. Поэтому на соцсети нужно ещё обратить внимание.
ЕС: Иван, спасибо, и впереди — заключительный вопрос из тех тезисов, что мы на сегодня подготовили, сейчас задам его и перейдём к вопросам от наших зрителей.
Сегодня в России, на мой взгляд, издаётся достаточно мало книг на тему электронной музыки, мало подкастов, тематических радиопрограмм, а кино на нашу тему вообще снимают буквально раз в десятилетие. В Телеграм-каналах в основном идут сравнения «как у них — как у нас», компаративистика эта. Идут переводы статей из иностранных источников, из видеоблогов зарубежных, но фактически это единицы.
В то же время у нас огромное количество русскоговорящих музыкантов и лейблов: всегда есть, о ком рассказать, всегда есть, с кем поговорить. Нужно ли нам как-то развивать музыкальную журналистику на электронной сцене, наращивать, или существующих медиа сейчас достаточно? Дмитрий, как автор одного из таких источников, расскажи, пожалуйста.
ДГ: Мне кажется, проблема в том, что, скажем так, нехватки информации сейчас нет, особенно благодаря Telegram-каналам. Многие музыканты начинают писать свои заметки, статьи, и в принципе держать руку на пульсе благодаря этому получается у каждого читающего их музыканта. То есть пока выйдет книга, пройдёт миллион лет, уже не сильно будет всё актуально. Да и, в основном, наверное, самой актуальной будет история исключительно автобиографичная. А если рассматривать какие-то актуальные истории, то, конечно, книжка не так быстро идёт, а Телеграм-канал — это прямо молниеносно, сразу приходит свежая информация.
Плюс сейчас очень многие музыканты и журналисты в разных сферах активно уходят в видеоблогинг, формат сторителлинга, рассказы про определённых артистов или, например, про определённые песни, тот же Лонгплей. Сейчас Коля Редькин из «Вписки» активно начал этим заниматься. Даже Слава Мэрлоу вчера выпустил ролик об истории Скриллекса, прямо большой 20-минутный ролик. То есть сейчас активно даже музыканты начинают рассказывать о стилях, про музыкантов. И мы видим активное развитие в инфопространстве как раз вот этого всего, информации становится всё больше и больше как раз именно в русскоязычном сегменте. То есть информационной нехватки абсолютно никакой нет.
ЕС: Иван, поделись и твоим мнением, пожалуйста.
ИС: Ну я вот у меня есть ощущение нехватки, для меня лично. Может быть, я плохо ищу, у меня такое ощущение имеется, что да, нужно развивать, но где взять заинтересованных людей и чем их мотивировать — это вопрос риторический. Поэтому я подписан на Раджана (Ra Djan), на Димиксера тоже подписан. По крайней мере, у меня в Youtube-ленте постоянно мелькает, я смотрю. И если я найду ещё каналы, то я подпишусь. Мне интересно, я прямо каждый день практически что-нибудь где-нибудь пытаюсь найти, мне не хватает. И Telegram-каналов тоже можете мне потом, кстати, накидать ещё, про электронную музыку!
ЕС: Я думаю, что будет возможность, спасибо вам! Перейдём к вопросам, которые прислали нам в процессе сегодняшней беседы. Дмитрий вопрос тебе: когда выйдет эпизод с Энди Энди (Vndy Vndy) и Niletto?
ДГ: Да, немножко мы затянули с этой историей. Мы начали снимать больше года назад этот выпуск, потом мы не досняли кусочек, потом досняли ещё кусочек и нам сейчас нужно ещё доснять кусочек, чтобы взять полноценную, большую историю. Поэтому пока что он, скажем так, и не на финале. Вот мы ждём, когда мы этот кусочек доснимем, а кусочек мы снимем, когда какая-то интересная история у ребят новая появится, чтобы актуализировать тот весь материал, который мы наснимали. Поэтому пока что ещё ждём, и я тоже этого жду!
ЕС: И мы ждём! Иван, вопрос тебе, тоже адресный: лейбл Soviett регулярно выпускает композиции прошлых лет в новых ремиксах. Что из больших премьер ещё в планах?
ИС: Да, это такая лично моя затея. Мне очень нравится ремикшировать, переиздавать композиции, на которых я рос. У нас выходил Triplex «Катапульта», «Чугунный скороход», Radiotrance и «Новые композиторы». У меня есть идея переиздать Arrival — From Moscow to Krasnoyarsk, но я не знаком с Дмитрием Постоваловым, к сожалению. Мне вроде обещал дать контакт Володя Фонарёв.
ДГ: Можно через меня, я с ним дружу!
ИС: Отлично, вопрос почти решён!
ДГ: Мы с ним постоянно на таком коннекте, да.
ИС: Ну вот это то, что я бы хотел сделать. Это одна из тех композиций, которая очень много впечатлений на меня произвела в детстве. Ещё была идея Максима Лязгина, группу «Месмер», песню «Ideal Love» переиздать.
ДГ: С Максом Лязгиным коннект есть, да?
ИС: Да, конечно!
ЕС: Чувствую, что-то намечается, причём совместное и взаимное, это здорово, это всегда приятно! Ещё два вопроса у нас есть, думаю, можно попросить и Дмитрия, и Ивана ответить.
Семён спрашивает, «существует ли какой-то внятный пожанровый каталог лейблов. Каким образом музыкант может найти лейбл, выпускающий подобную музыку?». Видимо, подходящую ему музыку?
ДГ: Если я не ошибаюсь, ребята из ИМИ делали такой каталог. Там помимо каталога лейблов есть ещё каталог музыкальных профессионалов, то есть можно найти специалиста и по лейблам там тоже. Кстати, я думаю, что он максимально пока ещё актуален, пока ещё времени немного прошло. А так какого-то централизованного каталога на данный момент нет — по крайней мере, я такого не видел.
ЕС: Отправляем изучать сайт Института музыкальных инициатив. Иван, у тебя есть какая-то опорная твоя база, где ты смотришь информацию о лейблах, об издателях, что-то уточняешь?
ИС: Мне кажется, что основные базы это Discogs.com и LabelsBase.net. Есть такая штука и на удивление я сам там не регистрировался и туда свой лейбл не заводил, но как только мы там появились, не прошло и месяца, как мне стали приходить письма, где в скобках указано «via LabelsBase», то есть через этот сервис LabelsBase.net. Люди стали, приходить, находить. Я зашёл на этот сайт, посмотрел, что там есть контакты практически всех крупных лейблов, есть почты, указаны телефоны и так далее. И люди как-то находили и писали мне через него. И кстати, огромное спасибо, потому что был в какой-то момент такой наплыв людей именно оттуда, они указали наш лейбл тоже давно. Единственное, что чаще всего люди, которые пишут мне на почту, не очень понимают, куда они обращаются. Потому что «Здравствуйте, Soviett Records, мы хотим издать нашу музыку, послушайте» и там, например, русский рэп — то есть то, что к нам вообще никакого отношения не имеет. То есть люди, видимо, не до конца понимают жанровую разницу. В общем, тем не менее, у нас издателей много, мы и русский рэп можем пристроить на один из наших соседних, дружественных лейблов, всем пытаемся помочь.
ЕС: Спасибо! Значит, Институт музыкальных инициатив, Discogs и LabelsBase.net, как минимум три ресурса назвали и обратили внимание на то, что важно сопоставлять пожалуйста, репертуар лейбла и ваш репертуар, то есть кому и что вы отправляете.
И ещё один вопрос прилетел, Лев спрашивает: «У меня вопрос относительно самых лояльных по быстрой публикации дистрибьюторов: какие сейчас самые классные дистрибьюторы для продвижения своей музыки простому музыканту?». Я так понимаю, у человека смешивается здесь функция дистрибьютора и функция лейбла, которые оказывает и промо-услуги. Давайте попробуем распутать. Дмитрий, попрошу тебя начать.
ДГ: Допустим, если брать OneRPM, они тоже дистрибьютор по сути, но если достучаться до них именно до самих человечков, которые там работают, то в принципе можно выбивать и промо. Чаще всего они дают промо для людей, которые подписывают нормальный с ними договор полноценный, и тогда там уже другой разговор, другая история и другое промо.
И в принципе даже если вы не получили промо, например, на каком-нибудь CDBaby, то это не значит, что трек можно похоронить. Бывает, что треки начинают сами вируситься просто каким-то случайным образом. У меня у товарища несколько треков, которые он загружал на CDBaby, просто без какого-то промо хорошо начали вируситься в Китае, и он начал зарабатывать на этом нормальные, причём такие ощутимые деньги. То есть даже если у вас не получилось запромить, не опускайте руки, продолжайте выпускать материал, стучаться до сотрудников дистрибьюторов, с которыми вы работаете, либо стучитесь на более маленькие, нишевые лейблы, которые работают через этих дистрибьюторов, но занимаются промо. Вы получите чуть меньший процент, но зато вы получите больше промо — соответственно, больше слушателей, больше прослушек и больше денежек. И даже если у вас будет процент чуть-чуть поменьше, всё равно вы будете плюсе. Скажем так, вот такой совет.
ЕС: Спасибо, Дмитрий! Иван, как человек, также имеющий непосредственное отношение и к дистрибьюции, и к продвижению дополни от себя, пожалуйста.
ИС: Я так понял, что вопрос начинался с того, как быстрее выгрузить везде, да?
ЕС: Да, кто самый быстрый и самый лояльный. И ещё и промо сделать.
ИС: Я работаю с четырьмя дистрибьюциями. Это Zvonko Digital, Believe Digital, AMPsuite и Label Worx. На Believe быстрее всего проверяют композиции, модераторы одобряют. То есть там в принципе можно за один день всё отправить на сервисы.
Но тут встаёт вопрос в другом: а нужно ли это делать так быстро? Потому что для того, чтобы подать на промо, на питчинг, чтобы твою музыку послушали модераторы плейлистов и рекомендаций, нужно закладывать две недели. То есть должна быть всё равно эта пауза двухнедельная, торопиться тут незачем. У нас же есть задача сделать так, чтобы эту музыку услышало как можно больше людей, а для этого и нужны плейлисты и рекомендации. Если мы будем загружать это на следующий день, то теряется просто смысл. Композиция появится везде достаточно быстро, но её мало кто услышит, поэтому лучше две недели закладывать и никуда не спешить. А по промо я уже говорил и ещё раз скажу. Мы работаем с, в том числе, кстати, с иностранными площадками, тот же питчинг через английские дистрибьюции, поэтому мы можем делать промо. У нас есть специальная табличка, мы отправляем её музыканту, музыкант её заполняет. Она очень простая: описание релиза и ссылки на соцсети. Всё это передаём модераторам с нашими рекомендациями. И всё, потом получаем промо либо не получаем, если композиция по каким-то причинам им не «заходит».
ЕС: Спасибо, Иван! Как минимум в OneRPM, если вы издаётесь самостоятельно, и как минимум Soviett, где и дистрибьюция, и промо, если вы попадёте в каталог этого лейбла.
И ещё один вопрос, такой, кстати, немного с претензией и чуть с эмоциями.
«Коллеги, а меня интересует вопрос, почему российские лейблы неохотно рассылают своё промо на Интернет-радиостанции, хотя много говорим о стримингах? Не уверен, что Интернет-радио никому не интересно, тем более, если радио занимается также поддержкой разных музыкантов из России. Володя».
Налажена ли как-то у вас работа с Интернет-радиостанциями? Рассылка или дистрибьюция вашего радио-шоу, ваших миксов, подкастов?
ДГ: Если говорить о каких-то более-менее крупных лейблах и лейблах ближе к мейджорам, даже тот же Effective Records и более маленькие, то практически все рассылают по радиостанциям, а чаще всего как раз по федеральным. И у каждой федеральной радиостанции есть сетка Интернет-радиостанций, у DFM, у Рекорда есть просто сотни подразделений в Интернет-станциях по разным стилям, и они, как правило, если не берут в эфир в FM, то они берут себе копилочку в Интернет-станции, поэтому такая рассылка работает, такая рассылка есть.
Если говорить о более маленьких лейблах, которые, наверное, занимаются не совсем электронная музыкой, то, как правило, такие лейблы, наверное, Интернет-станциями не занимаются, потому что здесь, видимо, не такой большой прирост аудитории они видят, поэтому и не занимаются. Я думаю, что это делают единицы, да, есть такая проблемка.
ЕС: Спасибо! Иван, что ты скажешь о твоей работе, твоих взаимоотношениях с онлайн-радиостанциями?
ИС: Ну, я скажу так, что у меня был опыт рассылки на промо диджеям, на радиостанции через какие-то ресурсы, там мы оплачивали какую-то подписку, сейчас точно не помню, сколько это стоило. И потом мне приходили «полотна поддержки», там такой-то известный товарищ поддержал релиз, такой-то там написал, что «great», «awesome» и так далее. Но фактически, естественно, после того как приходили все эти реакции, я проверял, где вообще эта композиция побывала, я не находил ничего. То есть в какой-то момент я понял, что это какие-то автоответы, которые «да, ваша музыка классная, но ничего не хочу говорить», и продолжения с ней не происходило. Поэтому в какой-то момент отказался от этих сервисов и подумал, что, наверное, правильнее было бы в какие-то тогда личные взаимоотношения с радиостанциями идти. У меня, к сожалению, их не сильно много, то есть я отправляю периодически каким-то своим товарищам, но, допустим, я не знаю, какие программы выходят сейчас на Радио Рекорд, есть ли там среди всех программ подходящая тебе. Если она есть, было бы круто познакомиться с её руководителем и отправлять туда эту музыку. Мы пытались раскачивать Spotify, пока он был в России, создавали там разные плейлисты, развивали потоковое вещание, вот но конкретно с онлайн-радиостанциями очень мало коннектов у меня по крайней мере.
ЕС: В итоге мы понимаем, что пространство для работы есть. Многое сегодня обсудили.
Друзья, надеюсь, что вы по итогам сегодняшнего нашего часового разговора примете положительное и одобрительное решение всё же заниматься электронной, танцевальной музыкой, пусть в контексте домашней студии или ночных клубов, стремления попасть на фестивали или, может быть, освоить какую-то смежную профессию, например, аудиоинженера, чтобы делать биты, заниматься сведением, мастерингом, гост-продакшном, сонграйтингом.
Я благодарю наших экспертов, которые присоединились сегодня к нам, это Дмитрий Гуменный и Иван Старцев.
Дмитрий, Иван, большое спасибо вам за участие и подробные ответы!
ДГ: Взаимно!
ИС: И вам!
ЕС: 23 июня 2023 в Екатеринбурге состоится фестиваль «Уральская ночь музыки», а на следующий день, 24 июня — музыкальная конференция с большим количеством экспертов, профессионалов индустрии и нашей отрасли. Надеюсь, вскоре увидимся! Спасибо, что присоединились сегодня!